Подростковый возраст юношей и девушек: возрастные границы

Что такое юность: определение

Подростковый и юношеский возраст являются непростыми этапами в жизни каждого человека. И это связано со становлением личности. У молодого человека нарушается равновесие внутреннего мира, и это особенно ярко проявляется тогда, когда наступает юношеский возраст. В данный период возникает необходимость в самоопределении.

Молодой человек встает перед выбором профессии. Это вынуждает его отказаться от многого другого в своей жизни. Самоопределение в юношеском возрасте – ответственный и весьма сложный этап, так как он связан с самоограничением. И это объясняет некоторые психологические особенности юношеского возраста.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В ранней молодости люди испытывают стремление доказать всем окружающим, что они готовы ко взрослой жизни и принятию самостоятельных решений. Родители и педагоги должны своевременно и активно поддерживать такие порывы. В более поздний период сформировать независимость и жизненную смелость становится намного труднее.

Юность представляет собой этап физического созревания человека, а также развития личности, который лежит между детством и взрослым возрастом. С точки зрения психологии это переход от зависимости, присущей ребенку, к самостоятельности и ответственности, присущим сформировавшимся людям. С точки зрения физиологии в этот момент завершается физическое и половое созревание.

В период юношеского возраста осуществляется профессиональное, личностное самоопределение. Сообразно понятию И.С. Кона, самоопределение профессиональное подразделяют на некоторое количество ступеней.

  1. Детская игра. Примеряя на себя игровую роль представителя разнообразных профессий, ребенок «проигрывает» какие-либо элементы поведения, связанного с ними.
  2. Фантазия подростковая. Ребенок подросткового возраста воображает себя в роли заинтересовавшей его профессии.
  3. Ориентировочный выбор профессии. При рассматривании специальностей молодежь руководствуется на первых порах своими интересами — «Мне интересна математика. Буду учителем математики», потом способностями — «Я хорошо осваиваю иностранный язык. Стану переводчиком», а затем системой ценностей — «Хочу творческую работу».
  4. Практическое принятие решения. Осуществляется конкретно выбор специальности, включающий в себя составляющие: выбор определенной профессии и определение уровня квалификации труда, продолжительности и объема подготовки к нему.

Выбор профессии обусловлен социальными и психологическими условиями. К социальным условиям относят образовательный уровень родителей — наличие у них высшего образования повышает вероятность появления у детей стремления учиться в высшем учебном заведении.

Компоненты психологической готовности к самоопределению:

  • развитость на значительном уровне психологических структур — основ гражданского и научного мировоззрения, теоретического мышления, развитой рефлексии, самосознания;
  • сформированность потребностей, способствующих содержательной наполненности личности — потребность в труде, общении, занять внутреннюю позицию члена общества, временные перспективы, ценностные ориентации, нравственные установки;
  • возникновение предпосылок индивидуальности, чему способствуют осознание и развитие собственных интересов, способностей и критического к ним отношения.

Профессиональное самоопределение проходит крайне сложно и обусловлен несколькими факторами: возрастом; уровнем притязаний и уровнем информированности.

Для возрастной психологии имеют существенное значение социальные аспекты. По большей части, личные качества очень неоднозначны и детерминированы социальными средовыми обстоятельствами. Таким образом, для характеристики возраста нужно учитывать, и социальные, и психологические данные.

В период юношеского возраста, в паттерне самосознания в резкой форме происходит усиление процесса рефлексии — стремление к самопознанию собственной личности, к оценке её способностей и возможностей — это условие есть требуемое условие самореализации. Предметом внимания и тщательного изучения становятся собственные мысли, стремления и желания, переживания.

При выборе специальности важное значение имеет уровень информированности молодежи о себе, будущей профессии. В большинстве случаев, молодые люди слабо информированы о трудовом рынке, содержании, характере и условиях труда, профессиональных, личностных, деловых качествах, которые требуются при работе по какой-либо специальности — это ведет к негативному влиянию на правильность выбора.

Важную значимость при выборе профессии приобретает уровень личностных притязаний, включающий в себя оценку способностей, объективных возможностей — что в действительности может делать человек.

Профессиональная ориентация есть часть социального самоопределения, в следствие этого, удачным выбор профессии будет тогда, когда молодые люди сочетают социально-нравственный выбор с размышлениями о природе своего «Я» и смысле жизни.

Особенностями когнитивной сферы, важными при принятии решений в ходе профессиональной карьеры, являются релятивизм, децентризм, открытость личности к изменениям. А также, способность к планированию, отсутствие догматизма и ригидности, чувство деятеля, скрытость информации, интегрированность и дифференцированность, креативность, чувство альтернативности. Данные отдельные качества, сообразно профессиональной деятельности, находят свое проявление в следующих личностных особенностях:

  • способность анализировать информацию из профессиональной сферы;
  • способность анализировать информацию о себе, на языке профессиональной деятельности;
  • способность выстраивать профессиональные планы, годные для реализации.

Неотъемлемым условием профессионального планирования для молодежи является осознание и установление жизненных ценностей.

Таким образом, профессиональный проект являет собой единство аффективного и когнитивного компонентов, единство непрерывности и прерывности в ходе личностного развития.

Социальные мотивы юношеского возраста

Подростковый возраст юношей и девушек: возрастные границы

Наблюдения, которые были произведены рядом психологов, позволили составить общую картину различных периодов развития личности. Их изучение поможет понять все особенности подросткового и юношеского возраста.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Так, десятилетний ребенок легко воспринимает окружающую его жизнь. Он доверчив и уравновешен в общении со сверстниками и со своими родителями. Забота о собственной внешности стоит у него на втором плане. Это начало

длящегося до 15-летнего возраста.

Однако уже через год в организме ребенка начинается процесс полового созревания. У одиннадцатилетнего подростка меняется поведение. На фоне своей усиленной импульсивности и частой смены поведения он ссорится со сверстниками. По-другому начинают относиться подростки к родителям и педагогам. У ребенка развивается волевая сфера, авторитарность взрослых воспринимается им с явным негативом.

Если родители не уважают своих детей и проявляют по отношению к ним безапелляционную требовательность, то их чада замыкаются в себе и становятся лживыми. Такое поведение взрослых приводит к формированию неуверенного в собственных силах, пассивного и забитого человека. Это, как правило, несамостоятельная, и в тоже время агрессивная личность с эгоистическими и асоциальными чертами характера.

При достижении двенадцатилетнего возраста импульсивность подростка несколько сглаживается. Он начинает более позитивно смотреть на окружающий его мир. В этот период ребенок все более и более увеличивает свою автономию в семье, однако при этом усиливается влияние на его поведение сверстников. Подросток, достигший двенадцатилетнего возраста, начинает интересоваться противоположным полом и заботиться о своей внешности.

Тринадцатилетний подросток часто обращен внутрь себя. В этом и заключена основная особенность данного возрастного периода. В 13 лет бурно развиваются сознание и самосознание. Это вызывает интерес, прежде всего, к своей личности. Именно поэтому подросток нередко замыкается, проявляя особую чувствительность к критике.

В 14 лет завершается процесс полового созревания человека. Подросток вновь переносит свое внимание на окружающий его мир. Он общителен и энергичен, экспансивен и уверен в себе. Одновременно повышается его интерес к людям, к их внутреннему миру. При этом подросток часто сравнивает себя с другими. Особенно бурно в таком возрасте развиваются операции мышления.

Основными особенностями пятнадцатилетнего возраста являются самостоятельность и максимализм. Ребенок проявляет жажду освобождения от любого внешнего контроля и стремится к полной независимости. Все это сочетается с началом этапа осознанного самовоспитания и развитием самоконтроля. Это период, когда идет построение первых серьезных жизненных планов.

Однако такой возраст приносит и свои опасности. Ребенок становится ранимым и легко воспринимает вредное влияние. Порой он перестает доверять окружающим и дает неадекватную оценку себе и другим. Вследствие этого его поведение часто отклоняется от нормы. Не применяя к себе созданный идеал, подросток требует соответствия ему от других. Такому ребенку часто кажется, что люди относятся к нему отрицательно и не понимают его.

Шестнадцатилетний возраст характерен равновесием, жизнерадостностью и увеличением внутренней самостоятельности. Эти черты характера приходят на смену прошлой мятежности. Юношеский возраст – период, когда молодой человек устремлен в будущее и уравновешен. Однако это начальная стадия нового этапа. На ней проявляется психология подросткового и юношеского возраста одновременно.

Молодой человек еще долго не может уйти от присущей ему ранее односторонности оценок, категоричности и нетерпимости. У него часто проявляется максимализм (завышение нереального идеала), когда действительность кажется мрачной. Такое видение жизни порождает пессимизм, отчаяние и подавляет деятельность.

Человек, этап становления которого – ранний юношеский возраст, нередко фиксирует внимание только на том, что не подходит под описание его идеала. Возникающее при этом абстрактное недовольство не позволяет трезво оценить имеющиеся в обществе социальные проблемы. В тот момент, когда взрослые указывают молодому человеку на необоснованность имеющегося у него мрачного понимания жизни, он противится их убеждениям.

На отдельные этапы развития делят психологи юношеский возраст. Года от 16 до 18 лет относятся к ранней юности, а от 18 до 25 – к поздней. Но главной особенностью всего этого периода является осознание человеком своей индивидуальности, неповторимости и непохожести на остальных. Это нередко приводит к появлению чувства одиночества и внутренней напряженности.

Такое состояние усиливается при потребности в общении, повышая при этом его избирательность. Личность юношеского возраста открывает свой внутренний мир и испытывает необходимость в духовной близости с окружающими людьми. Именно поэтому старшеклассники создают свой образ идеального учителя, выдвигая на первый план его способность наладить эмоциональный контакт с учениками. Уровень знаний педагога при этом они ставят на второе место.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В юношеском возрасте люди живут будущим. Настоящая жизнь кажется им лишь подготовкой к взрослости. Это обстоятельство позволяет юношам легче переносить неприятности, воспринимая их недостаточно серьезно. Именно поэтому у молодежи понижено чувство ответственности за свои поступки.

Зрелость у человека наступит тогда, когда он осознает, что в жизни нет черновиков. Все, что делается, делается окончательно. Такое понимание заставляет молодого человека прилагать определенные усилия для осуществления намеченных планов.

Детство, юность, зрелость — каждый из периодов жизни человека характеризуется определенными мотивами, которые определяют его деятельность. Молодые люди полны стремлений и надежд на будущее. В связи с этим они руководствуются следующими факторами:

  • убежденность в необходимости непрерывного развития, которое достигается за счет продолжения обучения;
  • профессиональное самоопределение, вызванное необходимостью подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни;
  • социальная мотивация, вызванная желанием приносить пользу окружающим.

Подходы к проблеме юности

«Что такое юность?» — это один из старейших вопросов, которыми когда-либо задавались психологи. Несмотря на огромное количество теоретических наработок и практических исследований, данная проблема по сей день остается актуальной. Она может быть рассмотрена с точки зрения следующих подходов:

  • Биогенетическая теория обращает внимание на физиологические, а также социально-психологические моменты. Имеется в виду процесс созревания организма и личности, который происходит по определенным этапам, являющимся универсальными. Эта теория по-своему определяет момент, с которого людей можно относить к категории «молодежь». Возрастные границы — начало полового созревания (12 лет) и до полного взросления (25 лет), человек считается юным, подверженным романтизму.
  • Социогенетическая теория объясняет значение юности, исходя из того, какое место человек занимает в структуре общества. Отмечается тесная связь между естественным формированием личности и свойствами среды. В юном возрасте происходит формирование мировоззрения, поведенческих характеристик, а также круга общения. При этом возрастные рамки не уточняются, так как являются сугубо индивидуальными.
  • Психогенетический подход обращает внимание на психологические процессы. Это направление концентрирует внимание на эмоциях, которые определяют поведенческие особенности. На каждом новом этапе личность приобретает все новые свойства, которые отсутствовали ранее. Юность — это пятый этап. именно в этот момент происходит осознание человеком своей индивидуальности и неповторимости.
  • Комплексный подход одновременно учитывает все факторы (им руководствуются отечественные психологи) при определении понятия «юность». Возраст измеряется периодом от начала полового созревания до окончательного формирования личности.

Массой жизнеполагающих проблем характеризуется такой период, как юность. Годы жизни молодого человека складываются из множества ключевых вопросов, основными из которых считаются следующие:

  • предварительный выбор будущей профессии, который складывается из жизненной позиции, способностей и приоритетной области знаний;
  • приверженность ценностям, которые определяют общественное сознание, а также межличностные отношения;
  • рост социальной активности, который заключается не в банальной заинтересованности, а в желании принимать непосредственное участие в событиях;
  • формирование мировоззрения по фундаментальным вопросам;
  • расширение сферы интересов, а также жизненных запросов, что приводит к потребности в большем количестве материальных ресурсов;
  • социальная ориентация личности, которая подразумевает поиск своего места в обществе;
  • поиск ответа на вопрос о смысле жизни и предназначении человека в ней.

Ведущая деятельность

Любой период в жизни человека связан с какой-либо деятельностью. Что такое юность? Это, прежде всего, выбор дальнейшего жизненного пути, в котором особое место занимает профессиональное самоопределение. Таким образом, выбор будущего занятия становится центральной проблемой юношеского периода.

С учетом необходимости приобретения профессии юный возраст сопровождается непрерывным обучением. При этом оно становится более углубленным и осознанным, чем в более раннем возрасте. Оно характеризуется следующими особенностями:

  • широкое и глубокое восприятие учебного материала, направленное на формирование будущих профессиональных знаний;
  • помимо пассивного восприятия информации, индивид прибегает к активному и самостоятельному ее поиску.

Дружеские отношения

Юношеский возраст — это период, на протяжении которого человек испытывает огромную необходимость в особой форме психотерапии, позволяющей получить поддержку и выразить все чувства, переполняющие душу. В таком возрасте именно дружба становится важнейшим фактором самоутверждения. Нередко длительное общение в юношеском возрасте по телефону взрослые считают просто бессмысленным и бессодержательным.

Психологи полагают, что возраст выбираемых юношей/девушкой друзей способен указать на потребности в общении. Так, если дружеские отношения строятся с ровесниками, то они указывают на стремление к равноправию. Наличие друзей старшего возраста свидетельствует об имеющейся потребности в руководстве и опеке.

Психологические особенности юношеского возраста на современном этапе формируются и в связи с немногочисленностью детей в семье. Родители, бабушки, дедушки, а также тети и дяди прилагают все возможные усилия для того, чтобы единственное чадо было ограждено от ударов судьбы и любых ошибок. При этом взрослые решают за молодого человека практически все жизненные вопросы.

Подростковый возраст юношей и девушек: возрастные границы

Разумеется, такое воспитание приводит к иждивенчеству и несамостоятельности. Взрослые же, сталкиваясь с этими негативными качествами, начинают рассуждать о недостатках современных молодых людей, не видя в этом явлении собственной вины. Всегда стоит помнить о том, что зрелость человека наступает только в том случае, когда у него появляется ответственность и за себя, и за других.

Несмотря на возникновение новых проблем, в современном мире приходится отвечать и на старые вопросы, касающиеся юношеской психологии. Они имеют место в силу биологического взросления детей. Подростки и юноши испытывают повышенную раздражительность и возбудимость из-за изменения гормонального фона. В организме возникает дисгармония между физическим и психическим обликом, проецируемым молодым человеком на весь окружающий его мир.

При половом созревании возникает желание нравиться, появляется повышенный интерес к собственной внешности. При этом обостряются проблемы слишком большого или малого роста, прически, комплекции и одежды. Именно поэтому юноши представляют внешний мир более конфликтным, чем взрослые люди, а то трепетное отношение, которые молодые люди испытывают к своей внешности и одежде, старшее поколение, уже забывшее свои чувства в этом возрасте, просто раздражает.

В связи со стремлением к самоутверждению юноша, как правило, придерживается черно-белой логики. Она, как и максимализм, а также малый житейский опыт, приводит к преувеличению индивидуальности собственных решений и рассуждений. Юноши полагают, что так, как они, никто не любил, не боролся и не страдал.

Здесь и возникает конфликт с родителями, которые находятся во власти привычек и вкусов собственной молодости. Взрослые считают единственно верными только свои рассуждения и предпочтения. При этом у молодых людей отсутствует пример разумного отношения к окружающей действительности, которое основано на трезвой оценке происходящих событий. В ранг проблемы нередко возводятся вопросы о длине волос и ширине брюк, стиле песен и музыки.

Взрослых также порой возмущает желание их повзрослевшего ребенка выглядеть как все. Иногда это требование осуществляется в ущерб материальному положению семьи и собственной привлекательности. Такие поступки молодых людей свидетельствуют о том, что чувство принадлежности к той или иной учебной или спортивной группе находится на самом высоком уровне.

В период юности молодой человек начинает пересматривать отношения с окружающими, в частности со сверстниками. Так, они делятся на две категории — друзья и товарищи. Первые являются наиболее приближенными, теми, что заслужили преданность и уважение. Со всеми же остальными сверстниками молодые люди выстраивают товарищеские отношения, которые подразумевают вежливое обращение, взаимоуважение и взаимопомощь.

Тактика общения и построение взаимоотношений со сверстниками выстраивается, во многом исходя из будущего благополучия (как психологического, так и физического). В кругу общения остаются наиболее интересные и «полезные» люди. Остальные же оказываются в своего рода эмоциональной изоляции. Тем не менее нередко юношеская дружба является идеализированной и иллюзорной.

Также для юного возраста характерно возникновение такого глубокого чувства, как любовь. Это связано не только с завершением полового созревания, но также с желанием иметь рядом близкого человека, с которым можно разделить проблемы и радостные события. Возлюбленный человек является своего рода идеалом как в плане личных, так и в плане внешних качеств.

Факторы выбора будущей профессии

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Учитывая, что молодой человек в юности должен выбрать будущий род деятельности, огромное внимание психологи уделяют мотивам. Так, основными факторами выбора являются следующие:

  • социальные — престижность и возможность занять достойное место в обществе;
  • личностные — наличие качеств и черт характера, необходимых для той или иной профессии;
  • материальные — возможность обеспечить себе и своей семье достойное существование.

Начало трудовой деятельности

Подростковый возраст юношей и девушек: возрастные границы

Невозможно точно угадать, когда наступит переходная фаза. Это срок индивидуален, и рассчитать его не получится. У некоторых детей признаки переходного кризиса проявляются в 11 лет, у других значительно позднее, в 13-14 лет. Родителям необходимо знать и понимать, какие сложные моменты свойственны подростковой фазе, которая предшествует юношескому возрасту.

  • у девочек и мальчиков обозначаются вторичные половые признаки, которые приводят к значительным изменениям во внешности;
  • происходит гормональная перестройка, повышается интерес к противоположному полу;
  • возникает потребность в самоопределении, утверждении своей роли в обществе;
  • вспыхивают психологические конфликты с окружающими;
  • наблюдается внутренний кризис, внезапная смена настроения, неспособность контролировать эмоции.

Какие изменения типичны для мальчиков: скачкообразный рост всех частей тела, увеличение мышечной массы, рост волос на лице, под мышками и в паху, изменение голоса. Осложняет жизнь юношам неконтролируемое половое влечение. Из-за неравномерного физического роста случаются проблемы со здоровьем. Мальчики порой не справляются с напряжением, поэтому бывают агрессивны, конфликтуют с родителями и окружающими, иногда ведут себя неадекватно.

У девочек в переходном возрасте округляются формы, появляются волосы под мышками и на лобке, начинаются менструации. Гормональные изменения способствуют появлению прыщей, повышению жирности волос. Девочки болезненно реагируют на ухудшения внешности на фоне растущего влечения к противоположному полу.

В юношеском возрасте на первый план выходят взаимоотношения со сверстниками. Авторитет старшего поколения падает, подростки не желают следовать правилам, бунтуют. Появляются новые кумиры и авторитеты, а прежние ценности утрачивают значимость. Дети подражают поведению взрослых, иногда далеко не самым хорошим примерам.

Любые неприятности в школе и дома школьники воспринимают излишне эмоционально. Глубокие переживания приводят к стрессу, истерикам, эмоциональным срывам. Отношения с противоположным полом выходят на новый уровень. Это уже не просто детская дружба и симпатия, а глубокие интимные переживания.

Подростковый возраст юношей и девушек: возрастные границы

Разумеется, не у всех юношей переходный период протекает одинаково. Описанные проявления случаются, но вовсе не обязательны. Есть примеры, когда все проходит без каких-либо заметных негативных моментов. Однако при неблагоприятных условиях и отсутствии доверительных отношений в семье, подростковый кризис приводит психическим проблемам, к побегам из дома и девиантному поведению.

Период юношеского возраста является тем этапом, когда молодой человек приобретает специальность. Но стоит сказать, что начало трудового пути у современной молодежи приходится на более поздний период, чем у предыдущих поколений. Так, в начале прошлого века в России третья часть молодых людей работала уже к шестнадцати годам. Все остальные начинали трудовой путь с 20-летнего возраста.

Сегодня в нашей стране существует система всеобщего среднего образования. Именно поэтому 16-летний период юношеского возраста приходится на школьные годы. Тот же, кто стал студентом, получает образование лишь к 22-25 годам. Таким образом, складывается своеобразная характеристика юношеского возраста на современном этапе. Зрелость человека как индивида (физическая) не совпадает по времени с гражданской (со зрелостью личности).

Специалистами подмечено, что 40-50 лет назад самосознание человека окончательно развивалось к 17-19 годам. Сегодня оно формируется только к 23-25 годам. Учеба значительно затягивает интервал зрелости личности, что приводит некоторых молодых людей к безответственности и инфантилизму. Тот, кто поздно вступает на путь самостоятельной трудовой жизни, нередко подолгу остается иждивенцем у родителей. Обладание благами, не заработанными своими руками, притупляет честолюбие человека.

Молодые люди уверены, что родители и дальше будут обеспечивать их, и что не стоит бояться за свое будущее. Основная характеристика юношеского возраста в этом случае выражается в отсутствии целеустремленности и силы воли. И в этом нет ничего удивительного, ведь такой молодежи нет необходимости бороться за свое существование. Ей все само «идет в руки».

Формирование личности юноши

что такое юность

Молодой человек в определенный момент становится на путь становления самосознания, которое неразрывно связано с формированием так называемого «Я». Оно происходит по следующим направлениям:

  • формирование иного отношения к эмоциональной сфере (чувства становятся не просто реакцией на внешние события, а личными особенностями);
  • осознание необратимого течения времени (этот факт заставляет молодого человека более серьезно задумываться о своем будущем и составлении индивидуального жизненного плана);
  • формирование целостного представления не только о своем теле и внутреннем устройстве, но также моральных, волевых и интеллектуальных качествах.

Советы родителям

Нередко между детьми и людьми старшего поколения возникает психологический барьер. Его истоками становится нежелание и неумение выслушать ребенка, спешка, которую диктует современный ритм жизни, самодовольство и уверенность в непогрешимости личного жизненного опыта, а также нежелание взглянуть на возникшую проблему с точки зрения молодого человека.

Такая пугающая иллюзия возникает из-за того, что родители не могут перестроиться и начать воспринимать свое повзрослевшее дитя как самостоятельную личность. При отсутствии взаимопонимания в семье молодой человек начинает придавать чересчур большое значение общению со своими сверстниками. Для решения данной проблемы родители должны отказаться от мелочной опеки своего чада и начать воспринимать его как взрослого.

Юность в современном мире

Что такое юность? Это динамическая категория, которая не является постоянной. С течением времени, с развитием общества она существенно изменяется. Так, в связи со стремительно растущей акселерацией юность наступает намного раньше. А вот социальная зрелость приходит несколько позже. Это в некоторой мере связано с тем, что современные родители опекают детей намного дольше.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Как и в любое другое время, молодежь стремится к труду с целью самостоятельно обеспечивать себя денежными средствами. Тем не менее современная тенденция такова, что юноши не хотят выполнять «грязную работу», которая приносит небольшие доходы и определяет низкий социальный статус. Намечается тенденция к желанию получить все и сразу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Ats-Consalt.ru