Заявка на перевозку груза образец

Какова её юридическая сила

С одной стороны, юридический вес заявки подтверждается рядом законодательных актов РФ:

  1. Федеральный Закон № 259 ст. 8 от 08.11.2007г. п. 5: «Договор перевозки может заключаться после принятия грузоперевозчиком заказа, а если имеется договор организации транспортировки – путём получения заявки от заказчика».
  2. Постановление Правительства от 15.04.2011г. № 272 п. 7: «Заявка передаётся грузоперевозчику, который обязан рассмотреть её в течение 3 дней с даты принятия и ответить о результатах. Если предусматривается отклонение от исполнения обязательств, выдаётся письменный ответ». В момент обработка заявления, транспортная компания определяется с условия осуществления рейса и вносит сведения в товарно-транспортную накладную. Если планируется рейс с опасным грузом на борту, с ТТН (товарно-транспортной накладной)указывается информация о специальном разрешении и маршруте.

Таким образом, это подтверждает юридический вес заявки на перевозку груза.

Однако, грамотный юрист может доказать обратное. Выглядит это таким образом:

  1. Договор транспортировки груза является полноценным документом, который заключается между сторонами.
  2. Заявка здесь выступает в роли всего лишь согласовательной бумаги, своеобразным приложением к договору, характеризующим условия исполнения обязательств, предусмотренных в соглашении.
  3. После того как груз передан перевозчику можно считать её полноправным договором, лишь в том случае, если в товарно-транспортной накладной и в ней прописаны одни и те же лица.

Все другие случаи не позволяют использовать заявку как официальную бумагу. Единственное, для чего можно попытаться её использовать это для получения возмещения ущерба, полученного при неисполнении обязательств. Да и в этой ситуации, всё будет зависеть от решения судьи.

Форма документа

Действующее законодательство не предусматривает единой формы для составления заявки, использующейся для грузоперевозок автомобильным транспортом. Это существенно отличает ситуацию от железнодорожных перевозок, где используется единый бланк ГУ 12.

Однако, в отношении бумаги, прописанной в свободной форме действуют стандартные требования, предусматривающие следующие условия:

  1. Схему учёта выполнения заявок.
  2. Правила приёма заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

Правила приёма заявления

Здесь необходимо подчеркнуть легитимность функциональности заявки, полученной через электронную почту или факс. Со стороны законодательных документов эта ситуация осталась нераскрытой, поэтому может трактоваться по-разному.

Если попытаться самостоятельно разобраться в данном вопросе, ситуация может оказаться следующей:

  1. П. 2 ст. 160 Гражданского Кодекса РФ ФЗ № 51 от 30.11.1994 г. предусматривает вариант использования для заключения сделок, факсимильной техники и электронно-цифровых подписей, как аналога письменных документов и допускает их использование, как основных доказательств.
  2. Однако, на практике ситуация складывается иным образом. Преимущественно все арбитражные суды отказываются принимать бумаги, подписанные факсимильным или электронным способом, проявляя повышенную осторожность.

Таким образом, заявка, отправленная по факсу или электронной почте и утверждённая аналогичным образом, в случае судебного разбирательства не будет иметь юридической силы. Аналогичная ситуация касается и случаев, когда она передана в устной форме.

Конкретных сведений о том, в какой срок грузоотправитель должен подавать заявку на перевозку автомобильным транспортом законодательство РФ не предусматривает. Однако, если исходить из текста вышеупомянутого п. 7 Постановление Правительства от 15.04.2011г. № 272, можно сделать заключение, что это должно происходить не позднее, чем за 4 дня до поездки.

Связывается данный факт с тем, что на рассмотрение и ответ грузоперевозчику в данном пункте полагается не более 3 суток. Совершенно иная ситуация наблюдается в железной дороге.

Здесь, действия регулируются Приказом Минтранса от 27.07.2015 г. № 228 п. 4, где приводится ссылка на Устав жд транспорта РФ, прописанный в виде Федерального Закона № 18 от 10.01.2003г. ст. 11.

Что касается рейсов, осуществляемых в международном сообщении, здесь срок увеличивается до 15 суток. Для всех случаев, дата предоставления заявки определяется исходя из дня её получения и внесение в базу данных перевозчика.

Таким образом осуществляется так называемая защита транспортных компаний от возникновения внештатных ситуаций, когда для разработки маршрута у них не достаточно времени. Действующий закон позволяет выполнить все подготовительные работы в срок.

Сроки согласования

Прежде всего следует внести различия, подтверждённые законодательством и различающие сроки рассмотрения и ответа грузоперевозчика в зависимости от используемого вида сообщения:

  1. Для автомобильного – в течение 3 дней (Постановление Правительства № 272 п. 7 от 15.04.2011г.).
  2. Для железнодорожного – в течение 2 дней (Федеральный Закон № 18 ст. 11 от 10.01.2003г.).

Сроки обработки информации, касающейся осуществления рейса по заданному маршруту зависит от ряда факторов:

  1. Подготовке и составлению необходимой сопроводительной документации.
  2. Необходимости согласования поездки со следующими предприятиями и структурами к числу которых относятся:
    • владельцы структур (железнодорожных путей, автомобильных дорог, находящихся в частной собственности);
    • операторы морских и речных терминалов;
    • собственники железнодорожных путей другого государства;
    • отделениями ГИБДД в субъектах РФ по которым планируется поездка (если этого требует ситуация).
  3. Сложности разработки маршрута.

Отказ заказчика

Ответственность в случае отказа от грузоперевозки определяется условиями заключённого ранее договора. Сумма штрафа в данной ситуации может быть различной и оговаривается в момент совершения сделки.

Руководствоваться в данной ситуации можно следующими принципами:

  1. ГК РФ ст. 806, допускающий факт расторжения заключённого ранее соглашения. Здесь уточняется, что заказчик, как и исполнитель вправе отказаться от исполнения своих обязательств, предусмотренных заявкой или договором, известив об этом другую сторону в разумные сроки. Компенсация возмещения убытков оплачивается в данной ситуации отдельно и в соответствии с законодательством РФ.
  2. Гражданский Кодекс РФ ст. 450, приводящая основания для безвозмездного расторжения заключённого ранее договора:
    • по соглашению сторон, п. 1;
    • по требованию одной из сторон, п. 2;
    • если заказчик имеет на это право, утверждённое законодательством или соглашением.

Единственным случаем, когда заявка может не подаваться является ситуация, когда перевозка осуществляется без договора или подразумевается транспортировка груза, условия выполнения которой полностью оговорены в заключённом ранее соглашении.

Помимо этого, исполнитель вправе вернуть её в течение 2 дней с отметкой об отказе при наличии характеристик, прописанных в вышеупомянутом ФЗ № 18 от 10.01.2003г. ст. 11:

  1. В случае, если владелец инфраструктуры выдал отказ на её использование.
  2. При обоснованном отсутствии технической возможности осуществления рейса.
  3. Отсутствии подвижного состава или транспортного средства, необходимого для исполнения обязательств.
  4. Иных обстоятельствах, предусмотренных законодательством РФ.

Штраф за невыполнение

Размер цены штрафа за неисполнение обязательств, условленных в заявке на перевозку груза железнодорожным сообщением регулируется в соответствии с требованиями Устава жд транспорта, прописанного в ФЗ № 18 от 10.10.2003г. в ст. 94.

Требования Устава следующие:

  1. Для груза, транспортировка которого осуществляется в вагоне и тоннаже, в размере десятой части минимальной стоимости оплаты труда за каждую не погруженную тонну.
  2. Для контейнерных, 5/10 от размера минимальной стоимость оплаты труда за каждый контейнер, весом до 5 т. Полноценного размера оплаты труда за контейнер весом от 5 до 10 т. включительно, либо двукратного размера МРОТ за каждую единицу свыше 10 т.
  3. Неподача или неиспользование поданного рефрижераторного вагона наказывается штрафом равным 2/10 МРОТ за каждый вагон.
  4. При непогрузке, с заказчика взимается штраф равный 4/100 за каждую тонну, если расчёт осуществляется весом.
  5. При непогрузке в контейнер, в размере 2/10 МРОТ за каждый вагон весом до 5т, 4/10 за контейнер весом брутто от 5 до 10 т. и полноценного МРОТ за вагон тяжелее 10 т.

Таким образом, заявка на перевозку груза выступает в двойной функции, одна из которых подразумевает её как всего лишь приложение к договору, с другой, как официальный документ, имеющий полноценную юридическую силу.

При этом в зависимости от того, в какими бумагами она используется и зависит её фактическая ценность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Ats-Consalt.ru